Ars nova (лат. новое учение) — западноевропейская, прежде всего французская музыкальная школа XIV века. Начало Ars nova связывают с выходом в свет «Романа о Фовеле» (1316), конец — со смертью Гийома де Машо (1377).
В узком смысле Ars nova — способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «Ars Nova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, не известные прежней полифонической школе (Ars antiqua). Уже во времена ренессанса термин утратил свой узкопрофессиональный смысл и стал обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении музыке XIII века.
Книга Витри, вышедшая в свет между 1320 и 1325, в последующее десятилетие оказала влияние на французских авторов. Музыка самого Витри, по существу, утрачена — сохранилось не более десяти приписываемых ему мотетов. Сохранились шесть рукописей, передающих содержание учения Витри, — конспекты, сделанные его учениками, или их позднейшие списки. Вероятно, что сочинение Витри изначально состояло из двух частей, и первая из них, описывающая старую мензуральную школу, безвозвратно утрачена. Списки второй части, собственно Ars nova, имеют пробелы, которые пытались восполнить редакторы XIX века. Главные и бесспорные новации Витри, сохранившиеся во всех конспектах, — сочетание двоичного и троичного деления нот и системы записи длительности каждой ноты.
Ранние сочинения Ars nova отвергались папой Иоанном XXII. Его преемник Климент VI, напротив, поощрял «новую» школу.
Важнейшим композитором эпохи, сочинения которого хорошо сохранились и исполняются по сей день, был священник и поэт Гийом де Машо. Опыт XIV столетия был закреплён в «Прологе» самого Машо (1372) и в «Искусстве стихосложения» его ученика, Эсташа Дешана (1392).
|